Достижения не помогают достичь счастья и гармонии с собой. Достижения не исцеляют боль, которая внутри. Достижения — плохое лекарство от боли и проблем.
Я часто говорю об этом, и опять же, не вижу, чтобы это было понятно. Все равно внутри у каждого сидит мысль типа — я сейчас вот это сделаю, вот этого добьюсь — и станет мне хорошо.
В прошлой статье мы говорили о том, что такое быть собой. И для многих, если не для всех, быть собой — это такое достижение, которое должно сделать тебе хорошо. Обязательно должно, стоит только достигнуть этого волшебного состояния — бытия самим собой.
Я не осуждаю тех, кто пытается достигнуть, победить и исцелиться. Если хочется — можно и нужно пробовать. Главное — не пытаться себя обмануть, что все получается.
В последнее время я вижу все новые и новые доказательства бесплодности достижений. Бесплодности именно в исцелении души.
Вот читаю я о своем любимом писателе Сергее Довлатове. Любимом — не значит, что это мой единственный любимый писатель, любимых у меня много. И встречаю такие его слова: «Я всю жизнь чего-то ждал: аттестата зрелости, потери девственности, женитьбы, ребенка, первой книжки, минимальных денег, а сейчас все произошло, ждать больше нечего, источников радости нет. Главная моя ошибка — в надежде, что, легализовавшись как писатель, я стану веселым и счастливым. Этого не случилось».
Замечательно и честно написано. Потому и умер он в 48 лет (не стал ошибку исправлять). Имея при этом колоссальные достижения. Реально — очень серьезные.
За 12 лет жизни в Америке он издал 12 своих книг. Ему Курт Воннегут — мэтр из мэтров! — выражал свое почтение, хвалил рассказ и буквально говорил — ты, Сережа, круче, чем я.
«Я родился в этой стране, бесстрашно служил ей во время войны, но так и не сумел продать ни одного своего рассказа в журнал «Нью-Йоркер». А теперь приезжаете вы и – бах! – Ваш рассказ сразу же печатают».
Еще у Довлатова была жена и дети, семья. И жена прощала ему пьянство, других женщин, и даже ребенка от другой женщины! В Америке уже родился сын, наследник. Вроде бы все было у человека. ВСЕ. Дело, успех, талант, семья, известность. Полная самореализация!
Но, конечно, нет таких достижений, которые нельзя было бы унизить и низвести. По себе прекрасно знаю. Денег у Довлатова, очевидно, было не завались, хотя уверен, что на жизнь хватало. Но ведь раз не завались — как это можно считать достижением, правда ведь?
Двенадцать книг за двенадцать лет вышло, но кто их читает? Довлатов был недоволен, что его аудитория — бывшие русские и американская интеллигенция. Мало, мало, а огромной толпы советских читателей он был лишен. Ну и все остальное так же можно обесценить. Легко.
Вот если бы достижения были бы покруче, настоящие мощные, неопровергаемые… Но и это бы не помогло. Потому что болело внутри. Как замечательно написал про Довлатова его друг: «Что бы ни было написано в свидетельстве о его смерти, литературный диагноз должен быть таков: «Умер от безутешной и незаслуженной нелюбви к себе».
Точно так. И сколько прекрасных людей от этого умерли! Владимир Высоцкий, Олег Даль, Андрей Миронов, и много, много других. Фантастическая народная любовь не помогла Высоцкому или Миронову. Не утолила раны в их душах.
Про эти раны Михаил Зощенко написал целую книгу, «Перед восходом солнца», очень рекомендую. Ценных мыслей о жизни в ней больше, чем во многих томах психологической литературы. В этой книге Зощенко исследует свою черную меланхолию, которой был подвержен постоянно, с юных лет. И делает поразительные выводы.
Я не уверен, что погибших от нелюбви могло спасти обращение к себе. Но понимание, что не в достижениях дело, и не потому больно, что чего-то нет — признания, читателей, зрителей, почестей — возможно, дало бы им шанс. Ведь стало понятно Довлатову, что не в писательском успехе дело? А если бы он понял это раньше, когда не накопилось столько разочарования в жизни?
Присмотритесь внимательно — не делаете ли вы ставку на достижения? Это может быть для вас опасно. Достижения — плохое лекарство, совсем не лекарство, и если перебрать, возможен летальный исход.
Ну и возникает вопрос — а на что рассчитывать, если не на достижения? С достижениями понятно, достиг и счастлив, а иначе как? Об этом, возможно, в другой раз.