Сегодня в очередной раз задумался над смыслом наступившего праздника. Неизменно последние годы меня поражает то, насколько он не просто грустный, а тоскливый и трагический. Такое ощущение, что радости в нем совсем не осталось. И это правда.
Итог той войны никак нельзя назвать победой. Победа — это радость, ликование, счастье и задор. Это когда ты старался изо всех сил, соревновался с кем-то — и у тебя получилось, ты победил. Но 9 мая нет ничего подобного.
И это естественно. Четыре долгих года кровопролития, нужды, непомерной тяжести, в которой жили все, и на фронте, и в тылу. Всеобщая мобилизация, а не игрушечные войны, в которых в 19 веке воевали только военные. Разрушенная страна, экономика, океаны горя. Разве после такого может быть победа?
Нет. Это спасение, причем ни разу не чудесное, а ценой огромных жертв. Это избавление — от фашистов, от войны, от боли и напряжения. Но не от горя — горе осталось до сих пор. А потом еще двадцать лет каторжного труда, чтобы все восстановить. Потому до шестидесятых победу и не праздновали.
Так что сегодня у нас — день избавления. И день памяти об огромной трагедии.
Но ведь в любых подобных моментах жизни так всегда и есть. Вот вы встречаете какого-то урода и паразита, который вами кормится, унижает вас и пользуется вами. То отталкивает, то снова манит, и все время делает вам плохо. Огромными усилиями и потерями вы выкидываете его из своей жизни, и что — это победа над уродом? Нет. Это избавление, но это не победа.
После этого вам плохо. Вам плохо от того, что вы позволяли собой пользоваться, вы ругаете себя за то, что такое вообще допустили, терпели все. И это не оставляет вас. Вы это помните, вы это вспоминаете, и это снова вас заставляет переживать ту боль. И даже время тут не особо лечит.
Избавление — это замечательно. Но избавление не лечит раны, которые вам нанесли уроды. Они просто перестали их наносить. А раны остались.
Поздравляю вас с днем избавления! Избавление — это очень важно. И память о горе тоже важна. В этом горе есть начало исцеления. А исцеление должно быть обязательно. Сначала избавление, потом горе, а потом исцеление. Желаю каждому из вас пройти этот трудный путь и исцелиться. Пусть даже на это потребуется вся жизнь.