Очень давно, 15 лет назад, в феврале 2006 года, в самом начале моей деятельности, я написал в выпуске рассылки: «Я — не авторитет, и в прямом, и переносном смысле. Я не учитель, не гуру, не вождь, не проповедник. Я не психолог, не философ, не психоаналитик, не психотерапевт, не носитель древней мудрости, не суфий, не лама, не мастер Дзен, не указатель пути. И если вы можете слушать только их — лучше отпишитесь. Я вообще ничем не лучше вас. Я просто честный и живой, и показываю это».
Это было очень классно — заявить так. Неопределенность и неопределяемость — самые свободные состояния. Определи себя — и все, ты заложник определения. Однако эта прекрасная тема в дальнейшем сломалась. Хотел написать — к сожалению, но я не сожалею. Таков был путь моего понимания себя.
Я не знал, кто я. Но с какого-то момента мне стало казаться важным себя определить. Попытки, правда, не приносили успеха. Это теперь я понимаю, что определить было невозможно. А тогда казалось, что это необходимо. Иначе кто я? И как мне себя предлагать?
Невозможно определить собственную суть. Она не имеет определения. И если ты живешь по сути, ты не имеешь названия.
Как люди определяют себя обычно? По профессии, по деятельности, по каким-то функциям. Типа — я мама. Ну мама, да, и что? Каждая первая — мама, что это определение говорит о тебе лично? Или — я старший экономист. Ну, допустим. И что это значит? Что ты в какой-то конторе просиживаешь штаны или юбку по сорок часов в неделю, производя арифметические действия над числами? Это не определение, потому что оно не дает никаких знаний о человеке.
Вот и получается, что никого определить невозможно. Но я сегодня о другом.
Если посмотреть на то, что я делаю, то получится, что я — многое из того, что отрицал раньше. Если не все. Я и авторитет для кого-то, кто читает мои статьи и принимает мои мысли. И я учитель и гуру (если это не одно и то же), потому что учу жизни, говорю о том, как жить правильно и счастливо. Отчасти я даже вождь, хотя и безработный, у меня нет паствы, и уж точно я проповедник.
Да, я не психолог в смысле противоположности подхода, но я помогаю людям решать проблемы, которые принято называть психологическими. Если почитать написанное мной, будет видна определенная философия, так что философ — это тоже я. Психоанализом я не занимаюсь, но часто выслушиваю очень многое от тех, кому надо выговориться. Как заправский психотерапевт, только человек на кушетке лежит далеко от меня.
Получается, что я — ни одно из этих определений, и одновременно — это все я. И это хорошо и правильно. Неправильно только одно — я не хочу отвечать за мнимое определение. За то, как кто-то меня определил. Если для кого-то я гуру — это не моя, а его проблема. Он так решил. И я не собираюсь отвечать за его решение.
Если кому-то кажется, что мои идеи принесли ему вред — он должен обратиться к себе, а не ко мне. Ведь моя главная и единственная идея проста и безупречна. Я говорю только о том, что нужно опираться на себя, на свои чувства и свой разум. НА СЕБЯ!
И в моих консультациях я занимаюсь только тем, что обращаю человека к самому себе. К тому, что он хочет. К тому, что для него хорошо. Для него, а не для меня. Для него, а не для сотен гуру, которые хотят навязать свое понимание жизни и свои правила тем, кто согласен их слушать.
И если человек не хочет опираться на себя, а ищет опору в «мудрых мыслях» каких-то гуру — ну что ж. Таков его выбор. Беда только в том, что тот, кто вешает ответственность за себя на кого-то другого, никогда не признает, что это его выбор. И всегда будет винить «гуру».
У меня был в жизни показательный случай. Три товарища основали фирму. Я занимался творческой работой, один товарищ отвечал за свою часть дела, а другой всем руководил. Мы так решили, потому что двое из нас не хотели руководить, а третий хотел. В результате выяснилось, что наш руководитель руководил не очень и еще забирал себе большую часть денег.
Я отнесся к этому философски. Я понимал, что не хотел заниматься управлением. Это был мой выбор и мое решение этим не заниматься. Нафиг мне это было не нужно. Нет, я не считал правильным то, что делал наш товарищ, но я сам передал ему ответственность, и за эту передачу отвечал. Мне было жаль, что так получилось, но не было обидно.
А второй товарищ на полном серьезе считал себя пострадавшим. Он так же, как и я, не хотел отвечать за управление нашей фирмой. Но был страшно обижен, что так все произошло. Даже почему-то употреблял в свое оправдание странное выражение «я девушка, а вы меня целовали».
Я не мог и до сих пор не могу понять такого подхода. Отвечать я ни за что не хочу, я передаю свою ответственность другому, но ты, другой, должен все сделать так, как я хочу, и даже больше! С чего бы это? Даже в мире розовых пони ответственность действует точно так же, как и у нас. Хочешь, чтобы за тебя отвечал кто-то другой — значит, все будет так, как хочет кто-то другой, а не ты.
Именно в этом смысле я не хочу быть гуру. Если вы хотите меня им назначить — пожалуйста. Но, увы, ничего не получится. За ваши решения будете отвечать вы сами. Как бы сильно вам не хотелось, чтобы за вас ответил кто-то еще.
Ну и по моей сути никакой я не гуру. Я никто, абсолютно никто. Я просто делаю то, что хочу.