Это любимая мной статья из 2015-го года, важная настолько, что можно читать хоть каждый день.
Самое главное в жизни — разрешить себе жить так, как ты хочешь. Ничего важнее этого нет. Причем, это не что-то эзотерическое, не уверенность в себе, не какой-то «навык», не просветление, не озарение, это простое и даже банальное решение. Ваше решение. И все.
Одна женщина решила, что она всего должна добиваться сама. И добивается. Работает, света не видя. И зарабатывает, обеспечивает себя. А другая решила, что должна выгодно выйти замуж. И вышла. И муж ее зарабатывает, а она не делает ничего. А третья хотела любви. Любви, единства, родного человека. Ничего другого ей не было нужно. И она нашла свою любовь, и живет в любви, как и хотела. В чем разница между этими женщинами? В решении, которое они приняли. Только в решении, больше ни в чем.
Больше вообще ничего нет. Все те, кто живут «как все», «как надо» — они всего лишь не разрешили себе жить так, как хочется им. Каждый человек уникален, у каждого есть то, что ему свойственно, и значит, каждый может иметь свою собственную жизнь. Собственную, свойственную только ему. Но скольких вы знаете людей, у которых собственная жизнь?
Нет, все живут, как принято, движутся в потоке, правила которого установлены не ими. Вы знаете этот поток, я препарировал его не раз. Большая часть жизни — работа/бизнес, потом потребление, развлечение, расслабление, семья не по любви, а чтоб была или для выгоды, дети по такому же принципу, жену — в роддом, детей в садик, и так далее. Спроси любого — зачем ты это делаешь, зачем так живешь — ответа не будет. Нет ответа на этот вопрос. Ни за чем. Ну или будет мямлить про кормить семью, поднимать детей, дать им образование и прочая оправдательная чушь.
Зачем вам? Ни за чем. Это честный ответ. И он никогда не будет назван. Потому что и вопрос такой не задается. Нельзя его задавать, он запрещен. Ведь ответ на него такой — я не живу своей жизнью, я продаю свою жизнь, причем продаю за фигню, за стеклянные бусы и расчески, как индейцы продавали свою землю ушлым европейским переселенцам. Кому же в этом хочется признаваться? Вот и будут врать, оправдываясь.
Зачем я так делаю? Да слаб я жить настоящей жизнью. Не могу себе позволить делать то, что захочу. Я лучше вообще не буду думать о том, что я хочу, потому что последствия могут быть страшными. Боюсь последствий. Жить как все я буду. Да, я потеряю жизнь, но зато ничем не выделюсь, никуда не высунусь, буду везде прикрыт и одобрен.
И это всего-навсего однажды принятое решение. Не обстоятельства, не судьба, не козни окружающих или злых сил, не карма, не божий промысел. Только твое личное решение. То, что ты принял за основу своей жизни.
Оправданий такому решению есть масса. А как я буду жить, если стану делать то, что хочу? А как я буду кормить себя и семью? Или только себя, если семьи нет? А пойдет ли за мной жена, если я уйду с работы и стану «искать себя»? Или выгонит нафиг, или уйдет сама с детьми, а это разрушение жизни. Так кропотливо выстроенной никчемной жизни, за которую отдана жизнь живая и настоящая.
Да, выход в настоящую жизнь — это всегда разрушение. Точно. Разрушение имитации жизни, муляжа, макета и иллюзии. Да, жена которая жила с вами потому, что выгодно, не пойдет в шалаш и ссылку. Да что там ссылка — даже на небольшое снижение уровня жизни не согласится. Для этого любить надо. Но вы же не искали любви. Вы искали, что бы все как у всех. А на своем жизненном пути как у всех не выйдет. Выйдет только как у вас.
А «как у вас» может быть какое угодно. В том числе трудное. И с вами туда пойдет только та, которой вы главнее любых условий жизни. Которой с вами рай реально и в шалаше, и в чистом поле. Которой, где вы — там и дом. Есть у вас такая женщина? Или для женщин — такой мужчина?
Тому, кто выбрал настоящую жизнь и опереться-то не на что. Нечем доказать свою правоту. Живущие как все опираются на достижения. Зарплата, квартира, дача, машина, уважение в обществе. При таких свиньях и сам как-то становишься, как верно сказано в мультфильме.
А на что опереться выбравшему настоящую жизнь? На то же самое? Да не смешите. Я вот иду свои путем, живу, как я хочу, и смотрите, сколько я заработал? В чем же тогда отличие? Для идущего своим путем, для живущего — это чушь, а не доказательства. Не на что ему опереться, нечем доказать, что он прав. Потому он прав без доказательств. Счастье, удовлетворение, лад в душе не предъявишь. Просто у него есть жизнь, а у других ее нет. Что тут можно доказать? «Усы, лапы и хвост — вот мои документы!»
В фильме «О чем еще говорят мужчины» есть прекрасный диалог сорокалетнего Саши, героя фильма:
«А я раньше думал — скоро начнется ЖИЗНЬ. Сейчас будет самое интересное. А буквально недавно понял — а она уже идет. Лет 15 как. Более того, лет через 15 она закончится. Стоп, а я же должен еще что-то сделать, успеть, попробовать, а она раз — и все. Нет, не в смысле, что я умру, а просто все самое главное пройдет. И я об этом буду только вспоминать».
Хорошо еще, если будет, что вспомнить. Что вы будете вспоминать, когда все главное пройдет? Как вам премию дали за хорошую работу? Как хорошо вы развлекались? Что у вас было? В чем вы молодец?
Те, кто отказались от настоящего, идут к самому большому разочарованию своей жизни, которое они глубоко прочувствуют перед смертью. Вот была у тебя жизнь — и как ты ей распорядился? Даже тот, кто всю жизнь пролежал на диване, отказываясь участвовать в тараканьих бегах, будет удовлетворен гораздо больше. Он хотя бы отказался. О том, кто своей жизнью прожить смог и говорить нечего. Но те, кто свою жизнь продали непонятно за что, неужели вы думаете, что удастся обмануть себя, как раньше? Когда уже не за чем будет?
А ведь многие уже прошли репетицию этого чувства. Где-то в районе от тридцати до сорока, называется «кризис среднего возраста». Который дается, чтобы ты мог, наконец, остановиться. И развернуться. Почувствовать, что это все, чего ты добился, достиг и получил — не твое. Оно тебе не нужно. А что нужно, ты или уже знаешь, или должен найти. Пойти по другому пути. Вот единственный выход из кризиса среднего возраста.
Но большинство-то никуда не выходит. Замыливает неприятное чувство и дальше — кое-как, криво-косо, бочком-бочком, как краб, но продолжает жить по-прежнему. Ну а что? Человек не блоха, ко всему привыкнет. Это Горький. А Черчилль сказал: «Периодически люди спотыкаются о правду и падают, но большинство затем встают и спешат дальше, как будто ничего не случилось«.
В настоящую жизнь приходят через отказ от ненастоящего. Даже если непонятно, что делать, всегда понятно, чего не делать. Но это непросто. Лежать на диване, отказываясь делать то, что не хочешь — очень непросто. Мало кому под силу. В моем любимом фильме «Barfly» герою Микки Рурка, как бы спившемуся, потерянному типу, говорят — почему вы не бросите пить, ведь пить может каждый? А он отвечает — каждый может не пить. А пить — особый талант, это требует упорства.
Именно так. Быть не как все, идти своим путем — это требует упорства. И силы. Это быть, как все, может каждый. Потому что это легко. Только согласись, и понесет потоком.
Есть только одно, что определяет жизнь — ваше решение. Да, решение жить своей жизнью — непростое. Особенно после многих лет существования, как все. Да, жить так трудно с непривычки. Да, нельзя ни подстраховаться, ни подстелить соломки, ничего заранее сделать не получится. Все только впотьмах и на ощупь. Но без этого жизни у вас просто не будет.
В свободное плавание поиска себя нельзя отправиться на богатом корабле с комфортом. В свободное плавание по жизни можно уйти только с голой жопой. Не получится так, что я вот сейчас попродаю себя, денег заработаю, а потом поплыву свободно и во благе. Нет, это будет не свободное плавание, а оплаченный отпуск, и как только отпускные кончатся, вы тут же вернетесь к старому и привычному. Проверено тысячами хитрецов, пытавшихся обмануть жизнь. Не пытайтесь действовать по-старому, собираясь в новое.
Бессмысленно призывать вас решать. Незачем говорить — решайте, если все всё давно решили. Мои слова — не призыв. Это напоминание, что может быть иначе. И поддержка тех, кто идет своим путем. Уж каким он может быть тернистым — мне ли не знать. Будьте уверены, если вы разрешили себе жить по-своему — все у вас получится. Даже если я говорю в пустоту, не важно — я делаю то, что мне хочется.
7 комментариев
Салам, статья супер, и на такое время попала в моем случае, хоть и читал ее не раз
Спасибо, Фахри.
Спасибо за статью! Как-то легче становится, когда понимаешь, что не одинок в восприятии БЫТИЯ.
Спасибо, Татьяна.
А вы пишите — жить как все, толпа и тд. А я вот смотрю на людей и не вижу никаких «всех» . так можно говорить если только не хочешь вникать в жизнь отдельных людей. Люди все живут по разному я не имею ввиду мелочи какие-то , а реально когда в семье чьей-то пробудешь хотя бы день то видишь целый другой мир взаимоотношений , ну это и отдельных людей касается. Обобщать легко когда хочется себя противопоставить , или осудить что-то . надеюсь вы поняли мою мысль . вы как бы пишите я такой а вы все дурачки. Грубо говоря. Синдром пророка у вас какой-то .
Саша, вы статью-то читали? Замечание про нежелание вникать в жизнь отдельных людей — это о человеке, который занимается жизнями и проблемами отдельных людей уже более 10 лет? В таком случае, о вас можно сказать, что вы вообще ни в людях не разбираетесь, ни общего не видите, ни различий. Вас задело что-то свое, обратите внимание на свои слова «вы все дурачки». Это ваши слова, к тексту их приплетать не надо. Может, у вас чувство собственной незначительности задето? Может, обида на тех, кто хочет выделиться? Невозможность себя противопоставить? Отсюда защита «всех таких разных людей», которые именно у вас-то и сливаются в массу. Не завидуйте «пророкам», скажите свое слово сами. Не под влиянием чужой статьи, и, кстати, не из желания себя противопоставить («А я вот…»).
Что значит — синдром пророка??? Я и есть пророк.
Только это не значит, что все вокруг дурачки. Это значит, что я хорошую статью написал, раз она анонимного «Сашу» зацепила, который не может себе позволить жить по своему, и потому пытается плеваться говном, чтобы себя лучше почувствовать. Но попадает только в себя.