Продолжим разговор про колесо сансары и его остановку. Мы закончили на том, что не надо миллиона перерождений, чтобы изменить свою жизнь. Колесо сансары надо останавливать прямо сейчас. Прямо сейчас надо менять жизнь. Безо всех эти иллюзорных перерождений. Это они — иллюзия, а не мир в котором мы живем.
А как остановить колесо сансары? Мы начнем отвечать на этот вопрос издалека.
Возьмем еще одно понятие буддизма — у-вэй. Часто его переводят, как «недеяние» — и правильно переводят, если разобраться. Я когда-то писал, что у-вэй — это действия без заставления себя, и это так. Но не только.
А еще это реальное бездействие. Отсутствие действий.
Недеяние — важнейшее занятие человека. Это странно звучит в современном мире, когда действие, активность возведены на пьедестал и возвеличены неимоверно! А также планирование, цели, достижения и прочие плоды активности. Все это поощряется и одобряется, и прививается с младых ногтей.
А древние китайцы, например, понимали, как устроена жизнь. Ну, или не знаю, кто и когда придумал даосские мудрости.
У-вэй — это отрицание понятия «вэй», то есть, действия. И вот как его определяли даосы. «Вэй, деяние — это такое миробытие (мировосприятие), когда все действия человека в мире рассчитаны и имеют под собой какую-либо цель или причину. Сюда могут быть причислены, например, традиционное обучение и бизнес. В даосской традиции считается, что чрезмерная зацикленность человека на «вэй» выводит из равновесия и его самого, и мир. Антиподом деянию является недеяние, или у-вэй, которое в даосизме и позиционируется как более правильное миробытие.»
Вот ведь как! Плохо, оказывается, когда все действия рассчитаны и имеют под собой причину. Просто «Ловушка по имени цель» какая-то.
Да, зацикленность на действии и активности точно выводит любого человека из равновесия. Он потому и кидается в действия, что стоит на краю и балансирует, и действиями пытается отклониться от пропасти и не упасть. А пропасть — это социум с его требованиями, куда человек должен бросать свои достижения, чтобы устоять. А другая пропасть — его чувства, которые для него непонятны и страшны.
А почему непонятны — а потому, что с детства учили, как надо делать правильно, что быть надо правильным и жить правильно. И у человека нет никакого опыта опоры на себя, на свои желания и чувства. А это не просто выводит его из равновесия, а совершенно лишает понимания, что ему делать и как жить. Человек потерян, потому живет как робот, исполняя то, что ему говорят. На себя опереться — это ему неведомо, а жить как-то надо.
И этот невроз очень силен. Даже у тех, кто понимает, что не хочет жить как робот, есть табу — нельзя ничего не делать. Нельзя выбрать у-вэй, доступен только вэй. И начинаются другие действия. Вместо работы человек начинает убиваться в какой-то другой деятельности, типа «более лучшей». Например, уезжает в деревню, заводит хозяйство с огородом, и все равно все время «в трудах».
Нельзя остановиться — встать, сесть, лечь — и ничего не делать. Нельзя.
Тогда как остановка, недеяние, у-вэй — единственное лекарство от этого невроза. Который есть у всех, в большей или меньшей степени. Весь мир сейчас — действие-центричный. Но даосские мудрости говорят нам, что так было не всегда.
Вы только вдумайтесь — любое действие, имеющее под собой цель и причину — плохое. Любой расчет приводит к потере равновесия. То есть, к нарушению или даже разрушению того внутреннего баланса, к которому стремится каждый нормальный, чувствующий человек. Когда внутри тебе хорошо. Когда тебе хорошо с собой.
Радикальная мысль, особенно сегодня. Когда я начал высказывать свою такую же 13 лет назад — о, сколько было вылито на меня грязи, сколько проявлено издевательского отношения. От тупого называния моих идей опасными, до попыток доказать, что все не могут делать то, что хотят.
Но это правильная, истинная мысль. Так все и есть. Только об этом у меня вообще все статьи на сайте. А здесь я хочу сказать то, что простое недеяние, остановка, лежание на диване — необходимая часть вашего освобождения от проблем на пути к счастью и внутренней гармонии. Необходимое, реально.
И это непростое дело. Очень непростое. Потому что внутри живет запрет на бездействие. Который и создает вам невроз. Невроз активности запрещает вам принимать лекарство от него — бездействие.
Так что, даже в примитивном понимании, у-вэй — очень полезная вещь. Практически. А не просто потешить свой ум прикольными «древними знаниями». Только применять его сложно. И не получится ничего делать специально, нарочно. До у-вэя еще надо дорасти. И позволить его себе. Или даже не позволять, то есть, ругать себя за бездействие — но все равно не делать то, что тебе не хочется.
Это и есть остановка колеса сансары. Не делать. Прямо сейчас. В этой жизни.
Не делать того, что не хочешь. Не ради выгоды и результатов, а то опять вэй получится. А ради того, что иначе не получается. Не выходит. Иначе ты НЕ ХОЧЕШЬ. Иначе тебе плохо.
И даже если ты не попадешь сразу в нирвану, как обещают древние, ты выйдешь из беличьего колеса, и жизнь твоя станет совсем иной. Не объяснить, насколько она отличается от прежней. Как не объяснить, насколько свобода отличается от жизни в тюрьме. Тому, кто живет в тюрьме.
Недеяние — важнейшее занятие человека! Займитесь им обязательно.
5 комментариев
«До у-вэя еще надо дорасти». А я долгое время считал, что до сюда деградировал
«Не ради выгоды и результатов, а то опять вэй получится». Было и так у меня. Именно ради результатов, выгоды и ништяков делал что хотел, пока не увидел, что иду в другую сторону от них. Хотя и не совсем оно так, ништяки возможны, но их ровно столько будет сколько надо. Причем это НАДО определяет не ум с его постоянной жаждой сравнения. А потребность в чем либо.
«…иначе не получается. Не выходит». Да уже и не разучится видеть убогость жизни не по душе.
Спасибо за хорошую статью.
И вам спасибо, Игорь.
Да, и ништяки возможны, и много чего, только именно столько, сколько нужно, это ценное наблюдение, Игорь.
Я еще в статье забыл написать, что количество желаний уменьшается. Казалось бы, парадокс — как можно меньше хотеть? Но ничего парадоксального. Когда жизнь замедляется, вдруг понимаешь, что ты не хочешь того, что тебе казалось таким желанным раньше. Вот подходит момент, когда ты можешь это получить, реализовать. А ты вдруг понимаешь, что не хочешь этого. Это еще один удивительный результат расслабления и недеяния.
Виталий, здравствуйте.
Во-первых, с Днём Рождения! и пожелания только одно — всеобъемлющего СЧАСТЬЯ!
А во-вторых… у меня сейчас именно так, как вы описываете: не хочется того, что казалось желанным ещё год назад. Все возможности на руках, а дёргаться, жадно реализовывать — не-о-хо-та!
Даже книгу писать не хочется, хотя абсолютно всё окружение крутит пальцем у висков: вот же, ты можешь, и у тебя сейчас — все козыри на руках. А хочется просто писать тогда, когда слова приходят. А тут и ваша статья — ну так вовремя! У меня этот червяк, который делать-делать-делать велит, ещё голову поднимает периодически, но сейчас он как-то приобмяк Спасибо вам большое за эту статью.
На здоровье, Ольга!
Отличная статья. Нейрофизиологи давно открыли, что древний мозг, или другими словами, душа, всегда без слов знает, что нужно делать, но многие люди не привыкли слушать себя, поэтому действия исходят из логики, а не из желания и безсловесного понимания. Вот и получается, что у-вэй — это действия, так сказать, без обдуманного мотива, которые просто хочется сделать, что-то изнутри сподвигает к ним. А уже логика и обдумывание нужны для придумывания способа, как это сделать.