Пересматривая в очередной раз первую часть «Даров смерти», в сцене, когда Гарри и Рон находят меч Гриффиндора, я вдруг почувствовал нечто новое. Героям нужно уничтожить медальон-крестраж, Гарри Поттер открывает его, и появившийся фантом начинает поливать Рона дерьмом.
И когда злая Гермиона из фантома сказала, что Рон — ничтожество, я вдруг ощутил, что не понимаю смысла этих слов. Странное ощущение, ведь раньше вроде понимал. Что значит, что Рон — ничтожество? Вот же он. Он существует. Значит, он никак не может быть ничтожеством.
И тут мне открылось, что когда кого-то называют ничтожеством, это значит, что ему отказывают в существовании. Так и говорят — ты не существуешь. Фантом говорит Рону — ты просто никто.
Но ведь это не так. Он не никто. Он Рональд Уизли, у него есть имя и фамилия, мама, папа, братья и сестра, друзья и подруги, место ученика в Хорватсе, волшебная палочка, душа, мечты, страхи, желания. И вообще он есть — его можно увидеть, можно подойти, дотронуться и ощутить. Он существует. Он не ничтожество.
И никто не ничтожество. Никто из живых — не ничтожество. Да и те, кто умерли, они тоже существовали. Никто не ничтожество.
Фантом из крестража точно бьет по самым больным местам. Просто пособие по унижению и порабощению. Он знает все страхи Рона, называет его нелюбимым сыном матери, которая хотела девочку, и девушку не сумел удержать, она предпочла его друга, и так далее. Все самое больное, страшное и стыдное.
Но главное, чем пытается уязвить крестраж — это сравнение! Именно в сравнении появляется «ничтожество» Рона. Кому ты нужен, когда рядом Гарри Поттер? Что ты сделал, чтобы сравниться с избранным? Ни одна женщина тебя не выберет. Ты никто рядом с ним.
Сравнение — это тот инструмент, которым нас погружают в мнимую ничтожность. А как еще существующего человека убедить, что он не существует? А если и существует, то в виде мусора под плинтусом. Всегда есть те, кто лучше, и значит ты — ничтожество. Ты недостаточен. Тебя ничтожно мало в этом мире. Ты никто.
Но каждый из нас — кто-то. Кто-то, а не никто. Лучше-хуже — это петля манипулятора, врага, который вас ненавидит, способ вас унизить. Даже похвалой можно унизить, и еще как. Если хвалят за то, что тебе самому не нравится. Потому нельзя сказать, что те, кто позволяют себе быть СОБОЙ, лучше других. Сравнения не для нас.
Но тот, кто позволяет себе (или даже только пытается) быть собой, никак не может быть ничтожеством. Он существует, и так, как и не снилось тем, кто унижает его. Я не раз говорил — если вас хотят унизить, значит, вы гораздо выше тех, кто вас унижает. И это не сравнение, а правда.