Нашел прекрасную статью из старых, очень полезная, хочу повторить здесь.
Увидел в комментариях вопрос, захотелось ответить:
«Уважаемый Виталий, до этого у вас были чудесные статьи, говорящие о том, что не надо бороться — например, статья «Борьба борьбы с борьбой». А теперь вы пишете о том, что бороться надо. Поясните, пожалуйста.»
Поясняю.
Статьи надо читать внимательно. В них говорится о разной борьбе. Абсолютно разной. В статье «Борьба борьбы с борьбой» главная мысль проста — мне не нужно бороться, чтобы делать то, что я хочу. И я давно не борюсь, просто делаю. Мне больше не нужно отстаивать свое право делать то, что я хочу. Статье, слава Богу, уже скоро 4 года. Моя жизнь с тех пор изменилась.
А теперь, кажется читателю (хотя я уверен, что это читательница), я пишу о том, что бороться надо. Нет, я пишу о другом. Смысл статьи «Что такое комплексы?» в том, что «комплексы» происходят от несделанного. И борьба, о которой говорит Таня — это просто действие, усилие, которое прикладывается, чтобы достичь желаемого. Слово одно, а смысл разный. В этой статье «рекламируется» действие, как единственный доступный человеку способ изменения жизни.
«Да-да, жизнь – это, в том числе, и борьба. Чтобы жить, надо иметь силы, чтобы сила тренировалась, нужно преодоление.» Именно так, а как еще? Чтобы жить, нужна сила, кто прячется от жизни, не прикладывает сил, тот не живет. А куда прикладывается сила? К тому, что мешает, очевидно. Надо тебе что-то изменить — то есть, одно заменить другим — ты берешь и, используя силу, меняешь.
Точно так же, как, например, сменить мебель в квартире. Не нравится она тебе, надоела, устарела, перестала устраивать и т.п. — берешь, старую мебель выносишь, а новую вносишь — тратишь силы. А до этого ты тратишь силы на то, чтобы у тебя были деньги на новую мебель — ты эти деньги зарабатываешь. А также ты тратишь силы на то, чтобы понять, какую мебель ты хочешь, что за интерьер создаешь, а также надо еще и найти мебель, которая тебе нравится — и так далее. Ты сам действуешь, прикладываешь силы и создаешь себе такое жилище, которое хочешь иметь. Обратите внимание, что действующая сила по-прежнему хочешь. А не заставляешь себя через силу менять мебель.
А если ты сам эту мебель не выносил и не вносил, денег на нее не заработал, сам ее не выбрал и вообще не решал, как она будет выглядеть и где стоять — то и получается, что не прикладывая сил, ты не живешь. Тебя в этом случае окружает не то, что создано, задумано тобой, а непонятно что. И даже тот, кому это как бы безразлично, все равно там внутри страдает от того, что его окружает выбранное не им.
Такова как раз жизнь большинства — они ее не выбирали. Не прикладывали сил, чтобы она стала такой, как им нужно. Да и вообще не жили из позиции «будет только так, как хочу я, или вообще не будет». То, как они живут, им в той или иной степени выбрали за них. Потому что они не боролись за лучшее, не боролись за свое. Ну и получили абы что. Некоторые, кстати, получили дорогое и «дизайнерское» абы что, но от этого абы что быть абы чем не перестало. Им это просто дали, они этого не выбирали. А потому и не жили, пока не выбирали. Хотя мебель, это, разумеется, мелочи — просто пример.
Из этого вопроса естественно вытекает и более общая мысль, которую я тоже хочу до вас донести. В жизни есть разные этапы. И на разных этапах актуальны разные вещи. Потому и получается, что раньше я говорил об одном, а теперь — о другом. Одно другому, на самом деле, никак не противоречит, но подход к жизни на разных этапах действительно отличается. Хотя и остается всегда одним и тем же. Просто в разное время тебе от жизни нужно разное.
Вот взять, к примеру, нас. В чем наш подход к жизни постоянен? Мы не согласны на то, что не выбираем сами. Мы не идем против себя, не миримся с тем, что нам противно. Так было с самого начала нашей совместной жизни, так есть и сейчас. И никакие «стимулы» нас не смогли заставить поступиться собой. Ни деньги, ни слава, никакие материальные блага нам не нужны, если за них надо изменить себе. И это, с ростом наших возможностей, только усиливается.
А что меняется? Что в разные этапы жизни — разное? Я сейчас объясню.
Самый первый этап движения по своему пути — это освобождение. Самый главный, самый напряженный и важный этап — порвать те цепи, в которые тебя заковал «общепринятый» образ жизни.
Этот этап необходим, потому что каждый человек с детства всеми способами направляется именно в этот образ жизни. Теоретически я готов признать, что кто-то может этого избежать, но практически не видел ни разу.
Так вот, первый этап, неизбежный и важнейший — это освобождение. Все мои ранние статьи — именно об этом этапе. Что я переживал — о том и писал. О чем писал — то и происходило в моей жизни в тот момент. Все известные статьи, с которых начиналась рассылка — это шаги в начале нашего пути, на его первом этапе.
Чем характерна начальная часть пути? Я приведу пример. Представьте, что вы провели много лет привязанным к лодке. И вы то гребли в ней, прикованный к лавке, как на галере, то связанный болтались за кормой. Вы не распоряжались собой, не были свободны. А потом, собравшись с силами, взяли и сбежали.
И вот вы свободны, и плывете теперь по реке сами. И больше никто вами не распоряжается. Даже вы сами. Полная свобода и отдых. Отдых от несвободы. Ведь хочется, очень хочется расслабиться, отпустить себя после стольких лет на галерах. И вы отпускаете. Хотите — на спине лежите, раскинув руки, хотите — ныряете, но совсем не хотите напрягаться, отдаетесь полностью течению реки. И в таком блаженном покое (хотя, конечно, и тут бывают сложности — то в тину занесет, то водоросли за ноги потянут) вы плывете по течению, наслаждаясь тем, что вам больше не надо напрягаться. Первый этап — это полное отторжение напряга и заставления себя.
А вот как начинается второй этап. В какой-то момент любой отдых хочется закончить. Все, отдохнули, сколько можно отдыхать? Плюс к тому, у вас появились другие желания — отличные от желания «не напрягаться». Пришло время выбирать, куда плыть, и как это делать. У вас появляются разные желания, и чтобы их реализовать, чтобы получить то, чего хочется, вы начинаете действовать. Совершать усилия, прикладывать свою силу и получать то, что вам хочется.
В терминах примера — может, вам хочется вон в ту заводь заплыть, куда течение не идет. Или вообще на берег вылезти, по суше побегать. Или еще что-то — мало ли может быть желаний. Но суть второго этапа в том, что хочется действовать — делать, создавать, получать. При этом все также совсем не хочется заставлять себя, делать то, что тебе противно.
Хотя и ситуация, когда требуется заставить себя, на этом этапе тоже возможна. Да, да, не удивляйтесь так сильно. Когда долго плывешь по течению, можно забыться и заплыть в такую кугу, в которой будет очень и очень неприятно. И из нее приходится выбираться, прилагая усилия.
Опять пример, только уже из реальной жизни. Жила-была девушка, которая однажды решила не работать, а вместо этого заниматься самосовершенствованием. Прошло время, и в один прекрасный момент она обнаружила себя живущей на шее у родителей и в их квартире, где нет у нее никакой свободы и возможности заниматься тем, чем ей нравится. Да еще и родители сильно против того, что ей дорого. Атмосфера, короче, ужасная. Как быть?
Есть всего два варианта. Или что-то изменить, или остаться в том, что есть. И тут уже решает то, чего не хочешь сильнее. Да, ты не хочешь идти на работу, но у тебя появится возможность снять квартиру и отделиться от того, что сильно достало. И в одиночестве и спокойствии ты уже сможешь сообразить, что делать дальше, как не оставаться на этой работе надолго, и куда тебе двигаться.
Это реальный выход. Пусть не сразу в дамки — ну и что. Важно только одно — ты движешься в дамки, то есть, к тому, что ты хочешь, а не как все, застрял в том, чего не хочешь и никуда не собираешься рыпаться. Добился «стабильности», то есть, стабильно не того, что тебе нужно, и остановился.
Но это — возможности уже второго этапа, когда появилась жажда деятельности и реальные потребности. Когда ты уже выдавил из себя по капле весь напряг, накопленный за годы самозаставления. Это очень важно, трудно объяснить насколько. Психологи и приравненные к ним совершенно не понимают важность этого периода (хотя что они вообще понимают). Их этому в вузе не учили (и никогда не будут). И понятно почему — реальная свобода под запретом, никто не должен уйти из под контроля. И сами они такого не переживали, потому что быть психологом и жить не по правилам — невозможно.
Но безо всякого обучения важность этого этапа легко почувствовать. Никогда не забуду, как однажды прочитал в интервью мамы Цоя, с чего он начал песни писать. Он пошел работать на завод в 16 лет, и было там ему, мягко говоря, нехорошо. Ну и он попросил маму, чтобы она позволила ему оттуда уйти. И она позволила. Полгода примерно он «ничего не делал», а потом начал писать песни.
Вот ее слова. «Я его не очень-то ругала. «Не хочешь учиться, — говорю, — не надо. Делай, что умеешь». Витя пошел на завод и в вечернюю школу. Но на заводе пришлось делать какие-то мелкие детали, замки, что ли, а такой монотонный труд отупляет. К тому же, помнила по себе, как хотелось, когда росла, читать, рисовать, но из-за работы была лишена всего этого. Вите тогда исполнилось 16. Поэтому я и решила — ничего страшного, если он бросит завод и будет только читать, учиться, просто заниматься саморазвитием. Потом поняла, что это решение стало моей самой большой удачей.»
Валентина Васильевна просто почувствовала, что нужно Виктору. А вы способны вот так, как она, дать своему ребенку именно то, что ему нужно? Почувствовать, как ему не нравится то, что ему не подходит, а не орать руки в боки что-нибудь типа «да ты бездельник проклятый, я в твои годы пахала как лошадь»? Если вы на такое не способны, то просто не имеете права предъявлять своим детям хоть какие-то претензии. Потому что вы не дали им самого главного.
Но я отвлекся. Так вот, мои сегодняшние статьи — это статьи нового этапа. Который не наступает, если не было первого. И из-за этого они будут неправильно поняты теми, кто еще не прошел первый этап, а особенно теми, кто еще сидит на нулевом — то есть, в загоне и на цепи. Зато все старые статьи чрезвычайно полезны тем, кто сейчас на первом этапе, а также тем, кто пытается, мечтает или собирается его начать.
Ну и напоследок хочется сказать, что я вполне понимаю, как мои статьи могут радовать различных халявщиков. А Мануковский говорит, что можно ничего не делать и все получать! Как это прекрасно! Но я никогда так не говорил. Я говорил, что можно не напрягаться, не насиловать себя и все получать. А это совсем не то же самое, что «ничего не делать».
Смотрите, как анонимный автор вопроса пишет — «у вас были чудесные статьи, говорящие о том, что не надо бороться». Правда ведь, чувствуется сожаление, что бороться все-таки надо? Очень характерное сожаление. Оно свойственно, например, тем, кто ничего не меняет в своей жизни, но кому так сладко читать о том, что результат неизбежен или желания должны исполняться.
Нет, дорогуша, пока ты не сделаешь кое-что (и это очень непростое кое-что), никаких неизбежных результатов у тебя не будет, а тем более, исполнившихся желаний. Халявы нет на свете. Ты сначала самый первый и главный шаг сделай, себя попробуй отпустить, а потом уже будешь примерять на себя мои мысли. А пока сидишь в офисе и бессмысленной работой занимаешься ради куска хлеба, и это твое стабильное состояние — не про тебя мои чудесные статьи. Не про тебя.