Выходя из подавленного состояния, оправдывая себя, разрешая себе быть собой, иногда можно переборщить и заступить на темную сторону. Это не страшно, это, возможно, даже необходимо — для того, чтобы распрямить согнутую железяку, ее надо перегнуть в другую сторону, и иногда сильно.
Главное, на темной стороне не остаться. Сегодня я вам расскажу, как это получается.
Когда мы понимаем, что нам не дали любви, что нами кормились и над нами издевались, мы имеем право на ответные чувства. Ответные и адекватные. Мы чувствуем неприязнь, злость, ненависть, гнев, обиду и так далее. Мы страдаем от того, что мы не получили, и пытаемся дать себе то, чего нас лишили. Одобрение, любовь, внимание, признание значимости, позволение быть собой.
Но нас обязательно занесет не туда, если мы будем считать, что нам кто-то что-то должен. Это большой соблазн. Ведь родители же не дали того, что были должны дать. Да, они были должны, потому что они — родители. Но не дали. Вот тут-то и становится возможен перекос и переклин в сторону — «я не получил, потому мне должны». И остается только маленький шажок до позиции — «я не получил, потому мне ВСЕ должны».
Весь мир становится твоим должником. А ты — мудаком.
Да, родители тебе не дали, это так. Но они и не дадут. Никогда не дадут, этого нельзя ожидать. Понимаю, что очень хочется, чтобы дали, прекрасно понимаю. Но не дадут. Могли бы дать — дали бы. Они не дадут.
(Эта иллюзия, что могут все-таки дать, испортила не одну сотню тысяч жизней. Эта иллюзия заставляет, например, оставаться рядом с теми, на чье прозрение вы рассчитываете. И позволяет им жрать вас и издеваться. Причинять и причинять вам ущерб.)
Да и даже если бы смогли дать. Представим нереальную ситуацию, что ваши родители, которые не давали, переродились, раскаялись и прямо вот относятся к вам очень хорошо теперь. Действительно любят — им важно, что у вас в душе, они внимательны, вы для них очень значимы, и они поддерживают вас в ваших желаниях. Вот все делают, как любящие родители.
И что вам с этого? Вы уже выросли. Вы взрослые. Вам это уже не поможет. Уже нет внутри того, что должно быть любовью вложено. И теперь вы сами это должны себе дать. Родители уже просто не смогут, даже если так нереально изменятся.
То есть, ожидать, что вам дадут — даже те, кто должны были дать и не дали — это значит снимать с себя ответственность. За то, что вы должны дать сами себе.
Да, они вам навредили, но теперь вы взрослый и живете СВОЕЙ жизнью. И когда вы ждете, что вам дадут — вы отказываетесь делать то, что нужно делать, чтобы получить то, что вы ждете.
А самое главное — вы не признаете, что отказываетесь. Вместо этого, вы считаете, что раз вам должны, значит, вы вправе сидеть и ждать, когда дадут.
И что же дальше? Вы ждете и не получаете. Ждете и не получаете. Снова ждете и снова не получаете. И начинаете ненавидеть тех, кто вам не дает. А если нет конкретных «тех», то ненависть обращается на весь мир. Или ненавидеть конкретных «тех» становится мало.
И это, обратите внимание, я описал только ситуацию, когда человек ждет чего-то от тех, кто ему был должен. То есть, как бы имеет право ждать. Но потом это мнимое право распространяется и на других, которые уж точно не должны. Эта черная дыра и прорва в груди заставляет терять остатки порядочности и здравого смысла, и требовать, чтобы давали, от кого угодно.
И выхода тут нет, при такой позиции возможно только усугубление. Когда вы ждете, что вам дадут, вы гарантированно не получите. Потому что получить вы можете только тогда, когда САМИ сделаете то, что вы отказываетесь делать. Или хотя бы признаете, что отказываетесь. Что считаете, что вам должны и ждете отдачи долга. С этого может начаться понимание, что вам никто ничего не должен.
А это очень здоровое, хорошее, освобождающее, облегчающее жизнь понимание. Злиться и ненавидеть потому, что тебе не делают — это очень тяжело. Уныло, плохо и затратно. Такая ненависть, как и любая незаслуженная, разъедает тебя. И все равно ведь не дают!
Признание, что ты отвечаешь за свою жизнь, и если в ней чего-то нет — это твое решение и твой выбор — прямо гора с плеч. Но не каждому под силу это признать.