Я не раз писал о страдании и его пользе. О том, что если сделать ничего не получается, надо страдать. Переживать то, от чего вам плохо. Не скрывать страдание, не обманывать себя и не бегать от него. Страдание действительно исцеляет и помогает изменить то, от чего плохо.
Но очень легко спутать страдание с кое-чем другим. Мне в консультациях пишут — да я в этом страдании провел годы, только ничего не изменилось. Так не бывает. И не меняется ничего только потому, что человек не страдал от того, что ему плохо, а ругал себя за это. Очень часто настоящее страдание подменяется руганием себя. И это большая проблема.
Нас так с детства учили — страдать нельзя. И ругали за страдание. Нельзя было страдать, печалиться, огорчаться, злиться. И так это до сих пор и происходит внутри нас. Как только появляется страдание, как только человеку становится плохо, больно — он тут же начинает себя за это ругать. И это не дает ему переживать настоящее, чистое страдание.
Он ругает себя страшно за то, что он такой урод — допустивший ситуацию, которая привела к страданию. И он и страдает — там, внутри, скрыто, ему по-прежнему больно — и ругает себя почем зря, унижает и уничтожает.
От ругани ему тоже больно. И это, разумеется, не приводит ни к источнику страдания, ни к переменам. Страдание забыто и забито, вместо него — саморугань. А она никогда ничему не помогает, только вредит и усугубляет плохое.
На самом деле вы не переживаете боль, вы не страдаете. Вы ругаете себя, а это не одно и то же. Есть страдание, боль — от того, что не так, что плохо, что больно. А есть ругание себя за это страдание. И страдать нужно без обвинений себя, без ругани. А еще — без того, чтобы считать страдание чем-то плохим, дерьмом, которое с тобой произошло.
Привычная ошибка того, кому плохо — ругать себя, ругать само страдание и пытаться страдания избежать. Надо чувствовать страдание, оно неспроста и только так от него можно избавиться. Или оно пройдет, закончится, или станет не важно.
Страдание ждет принятия себя. Главное в страдании — это принятие. Мы должны принять страдание.
Это трудно объяснить словами, потому что когда говоришь, что мы должны принять страдание, признать его нужным и даже ценным — звучит ужасно глупо. Но единственная цель страдания — чтобы мы с ним столкнулись и его пережили — то есть, приняли.
А люди вместо переживания страдания или ругают себя за него, или пытаются как-то все исправить, изменить. Да, есть случаи, когда можно изменить. А есть, когда нельзя. И тогда нужно именно принятие и проживание страдания. Это нереально важный опыт.
Страдание — это не наказание. Страдания приходят к нам как помощь. Когда мы готовы столкнуться в себе с тем, что до этого избегали. Страдания нужны, чтобы что-то в себе открыть и понять. Чтобы что-то позволить и отпустить. Чтобы расслабиться, перестать напрягаться.
Боль нужна для того, чтобы себя пожалеть. Сжалиться над собой, наконец-то.
Мы себя загоняем, пинаем и совсем не жалеем. И тогда приходит боль — чтобы мы пожалели хотя бы себя больного, страдающего, несчастного. Страдание — чтобы себя пожалеть, а не ругать. Все, как всегда, наоборот.
Ты до того себя загоняешь, что приходит боль. В помощь тебе — ну пожалей себя хотя бы болеющего, страдающего! А мы себя за эту боль ругаем.
Боль нужна, чтобы себя пожалеть. Чтобы перестать загонять и принять, наконец, себя такими, какие мы есть. Это высшая цель.